СИА и Малина, какая любовь их объединила!

Фармакология

Олег Гончаров:

Наталья, хотелось бы узнать историю Вашей аптечной сети, особенно интересно происхождение уникального, иногда даже шокирующего названия, которое совпадало с одноименным дистрибьютором, достаточно мощным игроком. Когда открыли первую аптеку, какие события с этим связаны?

Наталья Протасова:

Интересно то, что к этому абсолютно не стремились, в этом году нам 25 лет, в 1997 году открылась первая аптека, а двое моих мужчин, сейчас они учредители аптечной сети, начали в 1994 году, я к ним пришла в январе 1995 года. Это была инвестиционная компания при негосударственном пенсионном фонде, у нас была лицензия №1, и назывались мы Сибирское инвестиционное агентство — СИА. Мужики у нас хихикали, что это перекликается с СIA – английское разведывательное агентство, им это название понравилось, так оно пошло, то есть ни про какое СIA International не слышали.

В 1995 году были деньги пенсионного фонда, которые надо было куда-то вложить и отдавать доход. Мы начали строить дома, я была бухгалтером, и буквально во втором доме остается нежилое помещение 90 кв. м, которое девать некуда, часть продали, а часть осталась. И второй момент — завод Красфарма, наш пенициллиновый завод в Красноярске, мы были его акционерами, это были крутые 90-е, я помню вагоны растительного масла, сахара, все это по зачетам, то есть это было время, когда мы еще делали пенициллин. Поэтому какая-то перекличка с аптеками была, но это был опт по регионам. А потом, когда эти 90 квадратов остались, сели втроем и решили — давайте попробуем. У нас была женщина, которая рулила оптовым звеном, мы попросили ее открыть здесь аптеку, а я бухгалтер, не понимаю розницы, и я просто поехала в Губернскую аптеку, там была моя знакомая, и говорю: «Объясни мне, что это такое, как это делается». Мне объяснили метод торгового наложения, таблички, тогда никаких компьютеров не было, но было интересно. И это у нас до сих пор первая аптека.

Олег Гончаров:

Между первой и второй аптекой какой промежуток времени?

Наталья Протасова:

Года два. И как случилось так, что мне пришлось встать у руля — скорее, мне пришлось. Я всегда смотрела финансовый результат, но оперативным управление не занималась, у нас был огромный холдинг, это стройка, туризм, производство краски и т.д., и был человек, который всем этим занимался. Но человек решил, что он очень великий, она наняла себе 8 сотрудников, имея две аптеки, и доходов не было никаких, я свожу квартал — убыток, следующий квартал — убыток. Прошло года 2-3, я говорю одному из наших собственников, что давайте я буду сама — нет, ты не сможешь. Хорошо, наняли следующую, и это было уже откровенное воровство. Через 4 года пришел коммерческий директор Протека и говорит: «Вы столько получаете кредит-нот, сделайте хоть закуп побольше». Каких кредит-нот, что это такое? И с тех пор мы управляем сами, достаточно долго я совмещала, будучи главным бухгалтером, а с 2008 года я осталась только в этом бизнесе.

Олег Гончаров:

Не пожалели об этой вынужденной мере? Вам нравится то, чем Вы сейчас занимаетесь?

Наталья Протасова:

Мне нравится все, чем я занимаюсь. Когда-то я наукой занималась, просто потом голодать начали, поэтому пришлось бизнесом заняться.

Олег Гончаров:

У каждого из нас в детстве была мечта реализовать свой жизненный проект. Мечта Вашего детства и текущие реальности совпали?

Татьяна Ветрова:

Абсолютно. В детстве я ходила в белом чепчике, со слушанкой, то есть я хотела быть врачом, и моя мама всегда говорила, что моя дочь будет врачом. А когда я начала учиться в школе, поняла, что мои любимые предметы — это ботаника и химия. Из Сибири поехала в Рязань, и я довольна, я по призванию и зову души в фармацевтике.

Олег Гончаров:

Как давно Вы в профессии?

Татьяна Ветрова:

30 с лишним лет.

Олег Гончаров:

А как давно Вы заведующая аптекой?

Татьяна Ветрова:

Лет 20, и я считаю, что работа в аптеке — это высшая ступень в фармацевтике, я работала в дитрибьюции, аптекоуправлении, когда оно еще было, потом в ГП «Фармация» на многих этапах, начиная со взаимозачетов и заканчивая коммерческим отделом, но все равно душа стремилась в аптеку, и мне здесь очень нравится.

Олег Гончаров:

Какая ключевая роль заведующей аптекой, что от нее зависит?

Татьяна Ветрова:

Все, это координатор, наше руководство всегда фонтанирует идеями, нужно эти идеи понять, донести, использовать талант своих фармацевтов, чтобы они это приняли и выполнили с удовольствием, а когда получается, возникает самоудовлетворение.

Олег Гончаров:

Галина Николаевна, у каждого из нас в детстве была мечта реализовать свой жизненный проект, свой потенциал. Мечта Вашего детства и текущие реальности совпали?

Галина Пиль:

Да, совпали. Был такой смешной случай, в начальных классах мы писали сочинение «Кем ты хочешь стать», и я написала фармацевтом через букву З, я запомнила это на всю жизнь. Потом планы немного менялись, я приехала поступать в торговый институт, не добрала баллы и чисто случайно зашла в фармацевтическое училище, прием был уже закончен. Директор училища спросил какой у меня балл аттестата — хороший, медаль после школы, и он сказал, что мы возьмем без экзаменов. Какое-то время думала, что я сейчас отучусь, у меня будет запасная профессия фармацевта, а получилось, что на всю жизнь.

Олег Гончаров:

Не пожалели?

Галина Пиль:

Нет, мне нравится.

Олег Гончаров:

Какие важные этапы развития Вашей сети?

Наталья Протасова:

В 2010 году я познакомилась с ижевской сетью «Фармакон» и «Клюква», съездила к ним в гости, мне был очень интересен формат дискаунтера, в Красноярске такого еще не было, зашла «Ладушка», но у них ничего не получилось, через год она свернулась, больше никого из дискаунтеров не было. А у меня по краю не очень удачные аптеки, на грани, то есть вроде и закрывать рано, и жалко. Мне понравился их формат, я увидела ошибки и для себя решила, что буду пробовать, и 4 аптеки переформатировала в 2012 году в формат дискаунтера «Малина». Это, конечно, не обороты Монастырева, но по сравнению с тем, что было, неплохо.

Олег Гончаров:

Как местное аптечное сообщество это восприняло?

Наталья Протасова:

Немножко испугались, но это было не в Красноярске, а Шарыпово, Минусинск. Тут было удобно, потому что очень дешевая реклама, на тот момент еще были местные  телевизионные компании, газеты, которые любили и читали, и ты вкладывался в рекламу, но это того стоило. Это выстрелило, очереди стояли на улице, а сейчас идет слияние обычных аптек и дискаунтеров, одни начинают поднимать наценку, другие понижать. У нас 32 аптеки, и сейчас это почти ровная наценка, и ярко выраженных моментов нет.

Олег Гончаров:

Сейчас пришел E-com, и мне кажется, у аптечного дискаунтера с ним лобовые столкновения, непонятно, кто победит в этом противостоянии. Как оцениваете прошедший год, может быть, были курьезные события?

Наталья Протасова:

Для меня самое курьезное было, когда 26 декабря пришлось делать переоценку ЖНВЛП, Правительство Красноярского края вдруг решило сделать это на Новый год.

Олег Гончаров:

Какие отрицательные факторы требовали наибольших усилий?

Наталья Протасова:

Я очень волновалась по поводу того, сумею ли я сохранить упрощенную систему налогообложения, потому если говорить про то, как прошел год — я не буду жаловаться на последние два года. С одной стороны, есть знакомые, кто пострадал от ковида, но в плане бизнеса мы стали жить лучше, у нас появились деньги, я в 2021 году купила аптечную сеть из 5 аптек только на деньги из прибыли за два года. Поэтому для меня эти два года были успешными. Но E-com мы ждем и боимся, хотя думаю, что перспектива еще лет 5 существует.

Олег Гончаров:

Но это же привело к тому, что мы потеряли монополию нашего рынка, ранее был единый фармацевтический рынок, а сейчас он стал частью глобального рынка. Пришло очень много пришельцев из других отраслей, с другими подходами, с другими возможностями, и нет монополии. Но сохранилась ли у вас монополия компетенций? И чем мы отличаемся, чем мы сильнее?

Наталья Протасова:

К нам ходят поговорить, посоветоваться и ходят на работника первого стола. У меня был такой опыт, когда за работником ходили из аптеки в аптеку. В Зеленогорске была такая история, она от нас ушла поискать приключений в «Живику», за ней ушли покупатели, и это было заметно по чекам, потом она вернулась, и за ней вернулись покупатели. Не всегда, конечно, такие харизматичные товарищи встречаются, но бывают. И я считаю, что это главное, пока есть те, кому надо с нами посоветоваться, поговорить, поругаться, похвалить, у нас будут клиенты.

Олег Гончаров:

Что Вы считаете ключевым фактором успеха вашей аптеки? Что приводит к вам покупателей, наших святых людей, и оставляет с вами?

Татьяна Ветрова:

Вы их называете святыми людьми, а я главными. У меня один из вопросов, когда я провожу собеседование с нашими претендентами — кто главный человек в аптеке? Те, кто у меня работают, знают, а те, кто приходят — мне немножко удивительно, когда называют заведующую. Нет, главный человек в аптеке — это наш покупатель, и если мы искренне, с любовью к нему относимся, считаем его главным, то он получает удовлетворение от того, что он здесь главный, и возвращается к нам снова и снова.

Олег Гончаров:

Что тогда ключевой фактор успеха, какие характеристики, особенности?

Татьяна Ветрова:

Я бы назвала сервис, мы хотим искренно удовлетворить  потребность покупателя, даже если у нас этого нет, мы ему дадим что-то, поймем, что ему нужно, внимательно отнесемся, искреннее желание помочь человеку.

Олег Гончаров:

Что Вы считаете ключевым фактором успеха вашей аптеки? Что приводит к вам покупателей, наших святых людей, и оставляет с вами?

Галина Пиль:

Здесь много постоянных покупателей, и я смею надеяться, что наше обслуживание, профессионализм, наши знания, любовь к нашим покупателям. И поэтому приходят даже на имя: «Работает ли сегодня Наташа или Марина?» Наверное, им нравится то, как мы их обслуживаем.

Наталья Протасова:

Думаю, лет через 5 мы потеряем примерно половину выручки, 50 процентов уйдет в онлайн, и придется закрыть часть аптек, которые находятся в нетрафиковых местах. Но если место хорошее, то, думаю, мы останемся.

Олег Гончаров:

Сейчас еще никто аптеки не закрывает.

Наталья Протасова:

За последние два года из-за маркировки в основном сколько-то одиночек закрылось. А такие региональные сети, как наша, Витамед, Енисеймед, мы все пока на плаву, выживаем, оптимизируемся.

Олег Гончаров:

На последнем аптечном саммите Дмитрий Сокол высказал такое суждение, что уместно с приходом пришельцев появление отраслевого агрегатора, который бы создал участник рынка, которого все знают, и он бы объединил все «каменные» аптеки, нас так представители E-com называют, и это было бы достойным противостоянием пришельцам. Он бы взял на себя обязательства по развитию, продвижению на конечного потребителя и усилил бы наши компетенции, на которые мы еще претендуем, что дает нам определенную монополию. Вы считаете это возможным и кто может нас объединить?

Наталья Протасова:

Я верю, что это возможно, понимаю, что будет очень сложно. Я все-таки надеюсь на АСНА вместе с «Огнем», потому что это деньги, это реклама, я прекрасно поняла еще года 3 назад, что я свой продажный сайт делать не буду, потому что я с этими вложениями не справлюсь. Это точно не наш вариант, маленькая аптечка, надо знать свое место в жизни.

И я рассчитываю, что это будет АСНА или Владлен со своим проектом. Мы с ним начали работать, программисты уже начали между собой процесс согласования. И я не отказываюсь сейчас ни от Apteka.ru, ни от Здравсити, потому что кто его знает, кто выживет на этом рынке. Но я верю в своего агрегатора, желательно независимого, потому что Apteka.ru и Здравсити торгуют своим товаром, мы фактически как пункт выдачи работаем, а хочется свой товар выставить. Поэтому это АСНА, Владлен Калустов.

Олег Гончаров:

Получается, наше отличие — это наши сотрудники. Как сделать так, чтобы специалист был заинтересован в работе аптеки, чтобы он был заинтересован в ее росте, развитии, привлечении новых покупателей, это же непростое занятие?

Наталья Протасова:

Непростое, с одной стороны, а с другой, безумно простое. В первую очередь руководитель должен хотеть зарабатывать, а так не всегда бывает, и я должна рассказать, как я это себе представляю, как можно заработать, для чего заработать, и этим надо будет поделиться. Как это сделать — это уже дело техники. Системы мотивации, KPI — это все важно и правильно, у нас это есть, хотя мы маленькие, но главное — это человеческие отношения, когда ты встречаешься и смотришь глаза в глаза, я, по крайней мере, смотрю своим заведующим в глаза, и я рассказываю им почему это нам надо, как это поможет нам выжить, что они получат за это, что получат фармацевты, а они транслируют то, что я сказала, фармацевтам, хотя я не гнушаюсь встречами с фармацевтами, особенно когда скопилось несколько новеньких или открыли новые аптеки, появляются новые люди, и я с ними обязательно встречаюсь отдельно, рассказываю какие мы, чего мы хотим, кто наши учредители, особенно когда юбилеи, я обязательно притаскиваю своих учредителей с женами, детьми, чтобы нас видели, то есть нет никакой тайны кто это такие, откуда мы начались. И если работник готов в этом месте работать долго, то он считает эту аптеку своей, к нему идут постоянные покупатели, работник знает, чего от него хотят, он начинает зарабатывать, мы начинаем ему за это доплачивать.

Олег Гончаров:

Здесь ключевое отличие от федеральных аптечных сетей, потому что там специалист сведен до уровня винтика в общей системе, часть конвейера, а тут каждый отдельный специалист — это человек, персона.

Наталья Протасова:

У меня есть в WhatsApp чат только с первостольниками, в котором нет ни заведующих, ни моих девчонок, которые в офисе, они могут реально туда пожаловаться.

Олег Гончаров:

Аптека должна вызывать доверие у покупателей. За счет чего вы формируете доверие?

Татьяна Ветрова:

Искренность, профессионализм и знания, потому что я заметила, если фармацевт чего-то не знает, он уже не может это предложить, не может ответить на спонтанные вопросы покупателя, а когда он знает препарат хорошо, когда понимает то, о чем он говорит, покупатель проникается доверием к этому человеку.

Олег Гончаров:

Ему удается создать ценность своего предложения, потому что он абсолютно уверен. Какая роль провизоров и фармацевтов в продвижении товара и чем она отличается от роли продавца-консультанта, ведь часто же обидно, когда вас называют продавцами или кассирами?

Галина Пиль:

Тут опять профессионализм и наши знания, мы должны знать препараты от и до, мы должны быть готовыми ответить на любой вопрос покупателя, они иногда бывают самые неожиданные. И когда ты знаешь препарат, когда ты уверен в этом препарате, отвечаешь человеку, у него возникает доверие к тебе, и он возвращается потом опять к нам, это нас и отличает от консультанта.

Олег Гончаров:

Как случилось, что Вы вступили в АСНА, что Вас к этому сподвигнуло?

Наталья Протасова:

Эта история, можно сказать, интимная. Мы поехали в Америку в поездку с Аптекой Холдинг, и там была Марина Скорозвон, Наталья Пивкина, еще кто-то из красноярских девчат, и был достаточно большой московский кусок народа. И Марина Скорозвон говорит: «Я познакомилась с ребятами из Москвы, и там один такой интересный мужчина, но я вообще не понимаю, что он говорит. Я боюсь, давай, я договорюсь, и мы встретимся вместе». В 9 утра в холле гостиницы в Нью-Йорке к нам спустился Шишкин, который очень хорошо накануне отдохнул, но меня поразило то, что в этом полусознательном состоянии он реально спустился и был готов разговаривать по делу.

Я вообще ни на что не рассчитывала, мое дело было маленькое — послушать, что он скажет, перевести Марине. И вдруг я понимаю, что человек говорит очень дельные вещи, на второй чашке кофе у него глаза открылись, загорелись, и разговор стал реально интересным, он стал делиться своими идеями. На тот момент не было ни одной российской сети, только в Москве он сколько-то своих знакомых обслуживал, и все. Я начинаю задавать вопросы, он отвечает, и я подумала, что действительно идея интересная.

Вернулась в Красноярск и думала год. У меня были свои контракты, много по маркетингу работала, и у нас был очень хороший контакт с Байером, контракт большой и давний, и получилось так, что на приросте мы уже работать не могли, то есть мы могли сохранить только долю. Это был 2013 год, мы начинаем обсуждать 2014-й, я объясняю, что уже ни о каких приростах речи быть не может, а только о сохранении доли, показываю данные, что доля нашей сети больше относительно региональной, а мне открытым текстом объясняют: у нас такая политика, так как ваша сеть региональная, а не федеральная, то на сохранение доли мы контрактов не заключаем, должен быть прирост. Такая же история с Никамедом, и я для себя начинаю понимать, что мне придется жить в режиме определенного вранья: контракты я заключу, один квартал выполню, второй не выполню, потом опять выполню, потом не выполню, я буду затариваться, а какие тут варианты, это закуп, сливать мне товар некуда, все равно надо его как-то продавать, и это будет режим качелей. Я знаю, что многие в нем жили, но он противоречит моему внутреннему ощущению, мне некомфортно.

И тогда я решила, что пойду к Саше, я ему написала, он не сразу ответил, потому что письмо попало в спам, а потом позвонил и говорит: «У меня есть партнер, который более системный человек, чем я, давай, ты уже с ним начинай работать». И вот так мы с Сашей Кондратьевым познакомились. Получилось, что я была первая, а Марина Скорозвон смотрела на меня и говорила: «Подожди, первые деньги от АСНА получишь, тогда уже и я пойду». Через год и они пришли.

Олег Гончаров:

Что дает сейчас участие в АСНА?

Наталья Протасова:

Все просто, нет никаких мистических моментов, есть дополнительный  маркетинговый доход. Даже когда у меня было 40 контрактов, я уже понимала, что с одним маркетологом мы не справимся. У меня все время уходило на то, чтобы встречаться постоянно с медпредами, в этом есть, конечно, свои плюсы, но постоянно этим заниматься — это тоже грустно, пустые разговоры. А сейчас у меня один маркетолог, два компьютера, и все работает, есть маркетинговый доход.

Олег Гончаров:

Высокомаржинальный товар — это сейчас модное увлечение.

Наталья Протасова:

Я бы даже не сказала, что это модно, это очень приятный проект, то есть те два года, которые были, и я считаю, что еще минимум года два это будет главная тема заработка для таких, как мы.

Олег Гончаров:

Почему только два года?

Наталья Протасова:

А не знаю, что будет дальше. Я примерно понимаю, что будет ближайшие два года, а дальше меня пугает E-com в какой-то степени, и мы посмотрим, куда это все поведет, но пока ВМТ — это то, на чем можно зарабатывать. Я верю в АСНА.ру, верю, что Газпром со своим «Огнем» пойдет в эту сторону, мы туда встроимся, и этот проект мне тоже интересен.

Олег Гончаров:

Высокомаржинальные товары — проект интересный, знаковый, но он достаточно сложный, то есть одного желания мало просто начать работать, нужно выстроить целую систему работу с этим ассортиментом. Как Вам удалось переломить сопротивление сотрудников, они же не с радостью воспринимают эту задачу?

Наталья Протасова:

Я просто объясняла, что либо мы начинаем зарабатывать на этом, либо закрываем аптеки, других вариантов не было.

Олег Гончаров:

Какие еще фишечки используете, лайфхаки?

Наталья Протасова:

То, что надо попробовать самим, то есть я не жалею товара, для того чтобы фармацевты могли попробовать. У меня сейчас стоит детский рыбий жир, который недавно вышел, понятно, что я не могу по коробке с барского плеча раздать, потому что дороговато, но поделить по городам вполне возможно. Сейчас повезем, пускай попробуют, и это будет продаваться.

Олег Гончаров:

Какие эмоции, какие ощущения возникают внутри Вас, когда Вы слышите словосочетание аптечная сеть СИА?

Татьяна Ветрова:

Это моя любимая сеть, уверенность, стабильность, гордость, желание приходить сюда снова и снова. Я с удовольствием здесь провожу время, потому что я люблю людей, которые сюда приходят, я люблю свое рабочее место, я люблю своих фармацевтов, люблю аптеку, люблю свое руководство, так что только положительные эмоции.

Олег Гончаров:

Чем вы лучше остальных, ведь у вас достаточно много конкурентов?

Татьяна Ветрова:

При этом мы самые дорогие в округе. Мы этим не лучше, но мы не стремимся быть самыми дешевыми. Я постоянно мониторю, что происходит вокруг меня, довольно много аптек в округе, и мы не стремимся быть самыми дешевыми и иногда слышим возмущение, но, с другой стороны, что-то дешевле у нас, что-то дороже. Мы лучшие в предоставлении сервиса, в любви к нашим покупателям, я хожу по аптекам, слушаю, как другие обслуживают, и сейчас я уже девчонкам своим говорю, что наши соседи тоже уже научились слушать, предлагать. Значит, надо еще искать ключи, рычаги, чем мы можем быть лучше, потому что очень долгое время именно отношение к нашим покупателям было лучшим.

Олег Гончаров:

Какие еще направления развития, кроме высокомаржинальных товаров, что гарантирует получение дохода, я бы сказал самого приятного дохода, это фронт-маржа, а не бэк, бэк — это работа по маркетинговым контрактам с производителями, развитие онлайн-канала. На что нужно обращать пристальное внимание сейчас собственникам, управленцам аптечных сетей такого масштаба, как ваш?

Наталья Протасова:

Смотреть на конкурентов и смотреть в целом за ситуацией в отрасли. Может быть, когда-то надо задумываться о продаже бизнеса, то есть я считаю, что надо будет не упустить тот момент, когда мы все можем к этому прийти, на пике своей формы. Я не говорю, что задумываюсь о продаже прямо сейчас, но я не исключаю для себя этой возможности лет через 5, а может быть и раньше, просто надо все время знать рынок и смотреть, что происходит.

Олег Гончаров:

С учетом Ваших прогнозов развития ситуации, потому что мир меняется, он точно не будет прежним, у нас появились новые испытания. Кто сейчас оказался в самой сложной ситуации — мелкие, средние или крупные сети?

Наталья Протасова:

Мелкие, а мелкие для меня — это меньше 10, потому что затраты, которые приходится нести на программное обеспечение, на маркировку, повышение налогов, у нас же отменили ЕНВД, для москвичей это не актуально, а для нас было очень существенное увеличение налоговой нагрузки, и все вместе для маленьких это очень неприятная вещь, по опыту общения могу это сказать.

Олег Гончаров:

Среднему уже проще?

Наталья Протасова:

Средним вообще быть очень удобно, то есть у тебя еще есть управляемость, группа из 25-40 человек — это то, с чем мы имели дело исторически, и это тот уровень, на котором нам удобно общаться. Все, что дальше, уже тяжело, даже не столько играет роль размер, расстояние, у меня одна аптека в 500 км от Красноярска, другая в 400 км, а дело в количестве людей, с которыми ты можешь общаться напрямую. Все вопросы насчет как продавать, как мотивировать — все-таки это личный контакт, а у крупняка он теряется, у них уже совсем другие вещи вступают в силу.

Олег Гончаров:

У них конвейер, человек обезличен. Какие рекомендации дадите собственникам, управленцам аптечных сетей? Одно я услышал, вовремя продаться, и это нормальная задача для человека, который занимается бизнесом.

Наталья Протасова:

У меня нет такого отношения к бизнесу, как к чему-то родному, выстраданному, я прекрасно понимаю, что это жизнь, все может быть. А из рекомендаций — системная работа, следить за финансами, за своими управленцами, общаться с заведующими, первостольниками, можно много интересного узнать.

Олег Гончаров:

Если бы Вы поймали Золотую рыбку, какие бы три желания загадали?

Татьяна Ветрова:

Прежде всего благосостояния и здоровья своей семье, процветания моей любимой аптеке, мира во всем мире, потому что если не будет мира, ничего из того, что я хочу, не будет.

Олег Гончаров:

Что нужно изменить, чтобы завтрашний день стал фантастической реальностью?

Галина Пиль:

Мы любим нашу аптеку, и мне кажется, у нас здесь все хорошо, потому что мы приходим на работу с удовольствием, день проходит быстро.

Олег Гончаров:

Какие эмоции, какие ощущения возникают внутри, когда Вы слышите словосочетание аптечная сеть СИА?

Галина Пиль:

Только положительные, это 20 лет моей жизни, там, где плохо, человек не работает 20 лет, поэтому ощущения и эмоции только положительные. Уверенность, стабильная работа, удовлетворение и постоянный профессиональный рост, мы постоянно учимся, медики вообще всю жизнь учатся, и мы стараемся не отставать.

 

Почему другие специалисты не направляют больного к нейрохирургу, продолжают лечить, несмотря низкий эффект?   Насколько актуальна проблема предраковых заболеваний желудка и пищевода?   Как определить, болит сердце или что-то другое?   «Офисный синдром» - это болезнь любых сотрудников умственного труда?   Дефицит микроэлементов может оказать влияние на выпадение волос?   Расскажите о классификации злокачественных форм трофобластической болезни?   Что предпочтительнее, эллиптический тренажёр или беговая дорожка?   Часто ли мужчины прибегают к услугам пластического хирурга?   Возможны ли операции по пересадке головы, например, обездвиженным пациентам?   Как сделать, чтобы девочка правильно воспринимала свой организм, свои внешние данные, могла с гордостью к ним относиться и любила себя?   Реально ли реализовать преемственность между стационаром и поликлиникой? Сделать так, чтобы врач поликлиники мог сопровождать своего пациента до операционной?   Люди нормального роста тоже хотят удлинить ноги?   Что может быть предпосылками аллергии?   Есть ли рецепт, как сделать жителей России самыми здоровыми людьми в мире?   Как маммологи относятся к инъекциям ботултоксина в подмышечную впадину?   Может ли пиелонефрит быть врождённым?   Как происходит отбор пациентов, которым требуется ЭКГ?   Госпитальный комплекс клиники «Атлас». Каковы его объемы и направления?   Использует ли премии «Зеленый крест» интернет-ресурсы для проведения опросов и анализов, или социальные сети для маркетинга?   Боль в пояснице. Как установить диагноз, какие пациент проходит обследования?