Дискуссионный клуб: итоги встречи

Фармакология

Олег Гончаров:

Друзья, коллеги, единомышленники, и снова здравствуйте, канал Мediametrics, и тема сегодняшнего эфира – Дискуссионный клуб, итоги встречи. 1-2 апреля в солнечном Пятигорске прошло это мероприятие. Большое спасибо за поддержку в организации группе компаний АСНА, маркетинговому объединению Ирис, бренду Lisy (Исландия), компании «Обновление», бренд Реневал, и, конечно, компании Болеар, потому что они тоже помогли организовать это мероприятие. И сегодня я бы хотел поделиться итогами и результатами того, что удалось обсудить с друзьями, коллегами, единомышленниками. Всего эта площадка объединила больше 250 участников, и процентов 90 это были представители аптечных сетей, собственники, ключевые управленцы. Были также и представители производителей и сервисных компаний, представители дистрибьюторов. Я бы хотел продемонстрировать результаты опроса, который фиксирует итоги, некую оценку этого мероприятия, в том числе как послевкусие, это что мы обсуждали, к каким выводам пришли, какие размышления сформировали.

А теперь перехожу к презентации. Дискуссионный клуб в Пятигорске, итога клуба по результатам опроса. Сначала хочу поделиться эмоциональной оценкой, общим впечатлением от мероприятия, как я здесь отобразил, представьте, что вам нужно в нескольких словах описать его другу или знакомому. И вот она, эмоциональная оценка:

- честно, полезно, информативно, познавательно, доверительно, нестандартно, дружелюбно, гостеприимно и взаимно интересно;

- отличная отраслевая площадка обмена мнениями с кавказской душой;

- отличное мероприятие для общения и понимания общей обстановки рынка и перспектив развития;

- самое ценное – это общение и обмен опытом, новые инсайты возникают как раз во время неформального общения. И вообще, получилось организовать атмосферу дружбы и добра.

Дальше на слайде видно общую оценку мероприятия, которую дали его участники, более 80 % поставили оценку «отлично». Да, были те, кому мероприятие не зашло и не понравилось, у нас есть и отрицательные оценки. Сам Дискуссионный клуб состоял из двух частей, первый день, 1 апреля, мы проводили в формате выступления спикеров, было 7 отдельных сессий, и мы видим оценку участников, почти 70 % оценили это событие на «отлично».

Что же вызвало максимальный интерес? Всего было 7 сессий, на первое место по полезности и интересности вышла сессия, посвященная трафику посетителей аптеки, когда мы говорили о покупателях, тех святых людях, которые приходят в аптеку, как их привлечь, как удержать, как очаровать. И более половины участников отметили достаточно высоко. Спасибо спикерам этой сессии, это Жан Гончаров, Тамерлан Салиев, Антон Лопатин и Артем Варданян. Они сделали эту сессию незабываемой, потому что там действительно произошел обмен опытом, даже звучали полярные мнения, и порой было горячо.

На второе место по популярности вышла тема, посвященная умному ценообразованию и рабочему ассортименту для аптек, в тот период времени это беспокоило всех, и было очень много вопросов, на которые все искали ответы. Эта сессия была достаточно значимой, было много спикеров, и у всех была возможность поделиться своим опытом, рассказать о тех практических действиях, которые они осуществляют в текущий момент времени.

На третье место вышла самая первая сессия – объединение аптечных сетей, существующие варианты и возможные последствия. Здесь было красноречивое выступление наших партнеров – представителей объединения Ирис, группы компаний Здравсервис, вступление генерального директора аптечной сети «Твой доктор» и «Здесь аптека». Не потеряла свою злободневность тема «E-commerce: только сам или как выбирать партнеров», тоже были полярные мнения, красноречивое выступление Дмитрия Сокола, группа компаний Здравсервис, Александра Кузина, аптечная сеть «36,6». Дальше звучит программа лояльности, механизм повторной покупки, и самая непопулярная тема – система обучения и развития персонала. 

Оценка второго дня. Второй день представлял собой интерактивную историю, когда было определено 6 тематических круглых столов, и все участники имели возможность прийти и обсудить волнующие кейсы, и все посвятили это время поиску решений.

Что же вызвало максимальный интерес? Самый масштабный круглый стол, который собрал самое большое количество участников, был посвящен управлению ассортиментом и ценообразованию. Дальше были вопросы мотивации и управления персоналом, взаимоотношения аптечных сетей и фарм-компаний, что думают друг про друга и как возможно договориться, эффективная работа с ВМТ. Менее популярным был круглый стол, посвященный управлению продажами, развитию необходимых коммуникативных компетенций у работников первого стола. Может быть, эта тема одна из самых сложных, и ею нужно заниматься постоянно, а что делать в текущей истории с ценообразованием и ассортиментом, это волновало большее количество участников. Я хотел бы продемонстрировать оценку практической ценности данного мероприятия, почти 780 % участников оценивают его на отлично.

А теперь хочу поделиться тем, что мы обсуждали, к каким мыслям пришли. Первый слайд так и звучит – какой стресс-тест допускаете для своей аптечной сети, или как изменится рынок в ближайшие два-три месяца. Спасибо Александру Кузину, аптечная сеть «36,6», именно он предложил провести этот стресс-тест для всех участников рынка. Он сказал: ребята, вернувшись домой, посмотрите на выручку своей сети, срежьте ее ровно наполовину и посмотрите, что тогда получится, какая экономика будет формироваться, какие аптеки оголятся, какие станут убыточными, и для вас это некий сигнал к тому, что делать именно сейчас, как готовиться. И стало любопытно, а все ли поддерживают параметры этого стресс-теста, тут уже результаты опроса Телеграм-группы Дискуссионный клуб, более 52 % говорят, что выручка упадет, но, скорее всего, падение будет до 30 %. Снижение выручки до 50 % – за это проголосовало 19 % участников. Есть те (их немного), кто считает, что выручка снизится еще более радикально. 21 % – это снижение выручки до 15 %. Есть 6 % участников, которые верят в то, что выручка может вырасти, потому что ковид никуда не делся.

Что является причинами выручки в аптеках? Почти 80 % участников опроса сказали, что в первую очередь на это влияет снижение покупательской способности. Более 30 % говорят о том, что серьезный фактор влияния – это уменьшение доступного ассортимента, потому что мы постоянно слышим о том, что тот или иной западный производитель собирается уходить с нашего рынка. И есть фактор, он отмечен, как иное, 10 %, это вызвало горячую дискуссию, и мне напомнили: а помнишь, Олег, как в марте вырос ажиотажно спрос, как люди сметали все с полок аптек, закупались впрок? И стало интересно, так ли это на самом деле происходило. Более того, меня в этой мысли укрепил недавний отчет компании DSM Group, где сказано, что выручка в аптеках за март выросла кратно. Стало интересно – кто же это счастливчик, и тоже запустил опрос в Телеграм-группе Дискуссионный клуб, где попросил участников, представителей аптечных сетей отметить, какой реальный был рост продаж у них в марте 2022 года к марту 2021 года. На самом деле таких счастливчиков не так уж и много, только 6 % отметили, что у них рост продаж был более 150 %. Большее количество, почти 30 % участников, что рост продаж у них был зафиксирован на уровне от 15 до 30 %. 20 % участников признали, что им повезло чуть больше, их рост продаж был от 30 до 50 %. Но было и 5 % участников, которые зафиксировали падение продаж в этот вроде бы удивительный период.

А что происходит сейчас, потому что если в марте все-таки был зафиксирован ажиотажный спрос, хотя, как мы видим по итогам опросов, не всем повезло этими кратными приростами, за плечами середина апреля, что происходит сейчас? И какое падение выручки наши участники наблюдают за середину апреля по отношению к уровню марта? Здесь идет примерная корреляция, то, что мы получили в марте, начали терять в апреле. Почти 40 % участников опроса отметили, что они фиксируют падение выручки от 15 до 30 %. У 28 % участников более радикально идет смена, падение выручки от 35 до 50 %. И только 13 % опрошенных зафиксировали, что падение выручки у них более 50 %. Покупатели в марте, движимые ажиотажным спросом, резкими колебаниями курса, начали закупаться впрок. И мы сейчас видим, что на Авито можно купить все что угодно, чего нельзя купить в аптеке.

У большинства аптечных сетей есть такое понятие, как автозаказ, он начинает смотреть на текущие продажи и формирует автоматическим образом товарный запас, и это проблема. По результатам опроса участники зафиксировали, что состояние товарного запаса в аптеках по результатам ажиотажного спроса в марте 2022 года, и если его отнести к уровню продаж в апреле 2022 года, составляет более 2-хмесячного стока у 24 % опрашиваемых. От 1,5 до 2-хмесячного стока у 41 % и от 1 до 1,5-месячного стока у 30 % опрашиваемых. То есть у нас сформирован такой гиперсток, и впереди нас ждет май, где, скорее всего, падение продаж будет еще более значимым, и это обусловлено не только майскими праздниками, но и снижением покупательской способности. Вследствие будут возникать кассовые разрывы, и опять же привожу результаты опроса на какой месяц, по их расчетам, придется основная нагрузка по платежам за поставки под ажиотажный спрос, и/или сокращение отсрочек платежа со стороны основных поставщиков. Почти 40 % опрашиваемых уже испытывают эту проблематику, у них основная нагрузка пришлась на апрель 2022 года, 32 % ожидают эти проблемы в мае 2022 года, у 11 % этот «хвост» упадет на июнь. А 20 % опрашиваемых уверенно двигаются вперед, они считают, что кассового разрыва у них не возникнет.

Как следствие возник разумный вопрос – как оценивают участники рынка, и мы это обсуждали на Дискуссионном клубе, будет ли сокращаться в ближайший период времени в диапазоне 4-6 месяцев количество аптек, вообще работающих на российском рынке. 20 % опрошенных фиксируют, что количество аптек значимо сократится. 61 % говорит о том, что сокращение будет, но оно не будет столь колоссальным и значимым. А есть 1 %, который считает, что на наш рынок сейчас придут «пришельцы», то есть те люди, которые имеют деньги и видят, что аптечный рынок достаточно защищенный, потому что люди все равно продолжают болеть, и они попытаются туда инвестировать свои деньги. Но тех, кто разделяет такую позицию, немного.

Мы часто слышим от наших коллег, что очень сильно меняются условия работы со стороны дистрибьюторов, и мне стало интересно, какую сейчас отсрочку платежа наши участники получают от дистрибьюторов.  Почти 50 % участников отмечают, что их отсрочка в районе месяца, от 14 до 30 дней. И есть 22 %, у которых и менее 14 дней, 24 %, у которых она достигает до 2 месяцев. У кого значимые отсрочки, их уже становится ничтожно мало. Было интересно, когда началось событие 24 февраля, на сколько дней сократили отсрочку платежа дистрибьюторы для вашей аптечной сети, и большая часть опрашиваемых отметила, что потери составили от 10 до 20 дней или максимум до 30 дней. При этом 25 % участников опроса отметили, что отсрочка у них осталась без изменений. То есть то, что происходило раньше – пандемия, несколько волн ковида, а мы помним, что в тот период времени дистрибьюторы тоже сильно меняли условия работы, они требовали дополнительных обеспечений, и ряд аптечных сетей в тот момент подготовились к текущей ситуации, те 25 %, которые отмечали чуть ранее, что у них не будет возникать кассовых разрывов.

А почему, по мнению участников Дискуссионного клуба, дистрибьютор сокращает отсрочки платежа в адрес аптечных сетей? Почти 60 % опрашиваемых четко фиксируют, что идет минимизация рисков неплатежей со стороны аптечных сетей, потому что их количество не значимо, но сократится. Основным фактором, и за это проголосовали 45 %, это масштабное сокращение отсрочек платежа со стороны производителя, и этот процесс начался. 9 % отметили, что иногда дистрибьюторы используют изменение условий отсрочки платежа как инструмент навязывания своих сервисов, то есть пожалуйста, подключайте свои аптеки к Apteka.ru, и вы получите совсем другие условия. Было даже мнение, что это дает быстрый доход дистрибьютору, потому что он собирает кэш с рынка для размещения под повышенный процент.

Как сейчас формируется топ партнеров, это субъективная оценка участников рынка, я попросил выделить до 3 дистрибьюторов, которые занимают максимально партнерскую позицию в адрес вашей аптечной сети. Здесь представлен топ-10 дистрибьюторов, и самая высокая оценка, самый широкий охват с точки зрения формирования партнерской позиции у компании Пульс. На втором месте Катрен, далее Гранд Капитал, Протек, Агроресурсы и все остальное. Возник вопрос – какова оборачиваемость товарного запаса в вашей аптечной сети в текущий момент времени. С одной стороны, отсрочка меняется, с другой стороны, есть определенный дефицит, и это слово устойчиво вернулось в нашу жизнь, хотя дефицит случился уже в эпоху пандемии, но тем не менее мы видим, что большая часть наших респондентов ответила, что от 30 до 40 дней, от 40 до 50 дней, есть даже 16 % опрашиваемых, у которых оборачиваемость превышает 60 дней. Теперь вспоминаем среднюю отсрочку, которую мы имеем на рынке, и это формирует очевидную проблематику.

И коль мы сказали о дефиците, как наши участники меряют это параметр, и вопрос звучал следующим образом – какова дефектура в вашей аптечной сети в данный период времени, причем я попросил ее оценить в доле общей выручки. Порядка 10 % выручки, большая часть отметила, что реальные потери сейчас возникают из-за того, что ассортимент уменьшается, пропадают популярные, редкие, нишевые позиции. 26 % оценивают эти потери даже более значимо, от 10 до 20 %. А свыше 30 % – это всего лишь 4 % опрошенных. 

Какова же основная причина возникновения дефектуры или того самого дефицита в аптечной сети? Здесь практически единодушно, почти 80 % опрашиваемых отмечали, что просто банальное отсутствие свободного товара у дистрибьюторов. Да, очевидно, и иногда это звучало очень обидно, но как есть. Многие участники рынка фиксировали, что дистрибьюторы формируют приоритеты в поставках редкого ассортимента сначала через свои сети или через свои сервисы, а потом уже по остаточному принципу это становится доступным всему свободному рынку.

Есть проблемы из-за ограничения в лимитах со стороны дистрибьюторов, есть 5 %, у которых возникает дефицит денежных средств для покупки дефектурных позиций. Текущая история – отсутствие свободных денег, возникновение перебоев с поставками популярного ассортимента, более явное проявление такого понятия, как дефицит. Приводит ли это к тому, что наши аптечные сети меняют свои планы с точки зрения открытия новых аптек в ближайшие 4-6 месяцев? Мы видим, что у нас есть 40 % смельчаков, которые готовы двигаться по намеченному плану, 31 % заморозил свои планы по открытию, 29 % честно признались, что пока затаились. Планы есть, инвестиции тоже есть, но пока непонятно, как все будет развиваться дальше. Модернизация, ремонт, развитие программ лояльности – было суждение, которое прозвучало в процессе Дискуссионного клуба, что это сейчас излишняя роскошь, ведь наступило время, когда с милым и рай в шалаше, лишь бы был товар. И с этим утверждением согласны больше половины респондентов, 53 %. 47 % все равно настаивают на том, что надо все равно продолжать развитие своей сети, модернизацию, развитие определенных программа лояльности в адрес покупателей.

И что нам еще принесло это удивительное время? Мы сейчас учимся заново зарабатывать, продавать дорого, и стало интересно, с какой маржой, другими словами реализованной наценкой, аптечные сети работают сейчас. 32 % честно признаются, что их реализованная наценка составляет от 20 до 25 %. 22 %, что она достигает и 30 %, а 25 % пока колеблются и работают от 15 до 20 %. Тех же, кто работают с низкой наценкой, становится все меньше и меньше.

Мы все практически исповедовали до недавнего времени механизм маркерной цены, так называемые маркерные позиции. Первое предложение среди конкурентов, и в текущий момент времени этот механизм используют только 30 % участников рынка, 70 % участников рынка от этого отказались, потому что с милым и рай в шалаше, лишь бы был товар, и неважно, сколько он будет стоить.

Мы обсудили такое понятие, как дефицит и дефектура, которая нарастает, и тому есть определенные причины. Есть мнение, и я хочу продемонстрировать, как к нему относятся участники рынка, являются ли высокомаржинальные товары, к которым мы относим собственные торговые марки, эксклюзивы, другие внутренние приоритетные позиции, в текущих реалиях эффективным инструментом работы с дефектурой популярных позиций ассортимента, другими словами, могут ли они выступать эффективной заменой.  С этим полностью согласен 31 % участников опроса, 40 %, скорее, с этим согласны, а тех, кто сомневается, немного меньше, 30 %. В чем же источник сомнения у тех самых 30 %, и как следствие возникло суждение, что допродажа возможна только в случае, если высокомаржинальный товар из дешевого, доступного ценового сегмента, потому что у покупателей денег больше не стало, а только меньше. И с этим скорее согласны или полностью согласны почти 50 %. 50 % совершенно не согласны с этим, все равно есть понимание, что все зависит от категории.

Какие категории высокомаржинальных товаров сейчас самые уязвимые и будут заметно стагнировать в продажах? Более 53 % участников опроса отметили косметику и средства по уходу. По их мнению, это самая уязвимая сейчас категория, и здесь явным образом нужно проводить определенную инвентаризацию, искать новые решения, которые будут более доступны по цене, боле понятны нашему покупателю. Это позиция высокой цены, и об этом сказали 50 % участников опроса, это категории для профилактики заболеваний, высказывают сомнение 22 % участников опроса, потому что говорят, что денег стало слишком мало, хотя ковид пока никто не отменял, он пока присутствует в нашей жизни, и таких всего 22 %. Все остальные понимают, что тот кризис, который случился чуть ранее, в основе которого лежало здоровье, все-таки является катализатором потребления препаратов, позиций из категории профилактики заболеваний. Критерий успешности высокомаржинальных товаров в текущих реалиях, что сейчас дает возможность максимально эффективно с ним работать, и большая часть опрашиваемых отметили знание продукта, это доступная ценовая категория, справедливая и понятная мотивация специалистов, убедительное качество. И 20 % опрашиваемых также отметили, что это функциональное программное обеспечение, правильно настроенное и помогающее первостольнику достаточно эффективно с ним работать.

Возвращаясь к программам лояльности, которым была посвящена целая отдельная сессия, и там было очень красноречивое выступление сервисной компании, которая представляет соответствующее решение, и она делилась опытом, некой статистикой, результатами тех или иных программ лояльности у самых разных участников рынка. Участник этой сессии Сергей Корепин из Архангельска высказал сомнения, что имеет смысл заниматься персональными коммуникациями в ближайшие 2-3 месяца, и тогда возник вопрос – чему же вы отдадите предпочтение в текущих реалиях. Почти 60 % опрашиваемых сказали: никаких скидок, бонусов и тому подобных вещей, только наличие товара и приемлемая цена. 22 % все равно сохраняют свою приверженность персональным коммуникациям, основанным на активности покупателя, истории покупок, а 19 % говорят о том, что, скорее, будут работать массовые механики, которые похожи на промо, например, прямые скидки на выделенный ассортимент и тому подобные решения.

Егор Будрин, представитель Тулы, высказал предположение, что покупатель уже подустал от всевозможных бонусов и отдает предпочтение прямым скидкам. За прямые скидки, то есть это возможность снизить цену в момент покупки, голосуют 32 % участников опроса, 30% сохраняют свою приверженность тому, что надо вообще уходить от каких-либо скидок или бонусов, а 17 % отметили, что нужна какая-то хитрая комбинация бонусов и прямых скидок.

Как следствие, друзья мои, стало интересно, на что в текущий момент времени надо направлять все свои силушки необыкновенные и имеющиеся ресурсы. Я попросил участников опроса выбрать 3-4 приоритетных направления деятельности, и на первое место, а это выбрали 63 % участников нашей Телеграм-группы Дискуссионный клуб, это оптимизация и актуализация ассортимента. Безусловно, он меняется, он неизбежно поменяется, и нужно формировать новые категории, нужно смотреть на наполнение новых категорий, анализировать уязвимые категории, об этом я говорил ранее. Гибкое и частое ценообразование, за это проголосовали 56 % участников опроса, наращивание продаж определенного сортимента, конечно же, это высокомаржинальные товары, это то, что дает доход и что позволяет сейчас формировать эффективную замену, в том числе дефектурным позициям. Это закрытие убыточных или пограничных аптек, которые уже находятся близко к ситуации, когда они перестанут приносить доход, это обучение персонала, повышение эффективности работы, и за это проголосовал 41 % участников опроса. Может быть эффективным бизнес, если в нем работают неэффективные люди? Конечно же, нет, поэтому эффективность наших сотрудников, их социально-коммуникативные компетенции сейчас выходят во главу угла.

На одной из сессий, и это впервые на подобного рода отраслевых мероприятиях прозвучало достаточно открыто, было выступление Мирослава Закусилова, представителя аптечной сети «36,6», которое было посвящено тому, как можно эффективно и результативно продать свою аптечную сеть. И возник вопрос к участникам опроса, опрос был анонимный – вы хотели бы продать свою аптечную сеть до конца 2022 года? Почти 60 % участников сказали нет, то есть они хотят сохранить себя в своем жизненном проекте, 16 % участников утвердительно сказали да, но 27 % еще думают об этом и пока затрудняются с ответом.

И как же обойтись без этого вопроса –  как оценивают участники нашего вопроса стоимость своего бизнеса, при каком уровне предложения они готовы оперативно принять решение о продаже своей аптечной сети? 45 % мечтают получить свыше четырехмесячных товарооборота, и в текущих реалиях это некая мечта, которая вряд ли сбудется. Но мы видим также достаточно адекватные оценки стоимости собственного бизнеса, это от полутора и до двухмесячных товарооборотов, трехмесячных товарооборотов. 9 %, 23 %, то есть это те, кто найдут для себя и покупателя, и реализуют этот проект.

Размышляя о том, что мы обсуждали, я в конце задал вопрос, помните, с него я начинал, Александр Кузин предложил провести всем стресс-тест, это снизить выручку на 50 % и посмотреть экономику, которая случится в аптечной сети. Не так давно я задал вопрос участникам нашего Дискуссионного клуба – кто из вас провел этот стресс-тест для своей аптечной сети. 22 % честно признались – да, провели и даже сформировали план действий по закрытию части аптек и оптимизации товарного запаса, те же 22 % четко сказали – провели, но ничего не планируем менять, дай Бог, чтобы у них действительно все было хорошо, даже при таком уровне выручки. 50 % так и не провели, а 6 % честно признались, что считают это пустой тратой времени.

Дискуссионный клуб, судя по названию, был призван для того, чтобы возникала дискуссия, чтобы обсуждались полярные мнения, чтобы звучали разнообразные решения, и не факт, что каждый начал применять то, что он услышал, в своей деятельности. Но мы с вами должны честно признаться в том, что все изменилось, и рынок никогда не будет прежним. И то, что сейчас происходит, нас должно подталкивать к неким изменениям.

Я хочу вам привести это как некую эмоциональную автобиографию в 5 кратких главах.

Глава первая:

Я иду по улице.

На моем пути глубокая яма.

Я падаю в неё.

Я в шоке… Я беспомощен.

Это не моя вина.

Нужна вечность, чтобы выбраться из нее.

Глава вторая:

Я иду по той же улице.

На моем пути глубокая яма.

Я стараюсь не замечать ее.

Я опять падаю.

Поверить не могу, но я опять в том же положении.

Но это не моя вина.

Нужно очень много времени, чтобы выбраться из нее.

Глава третья:

Я иду по той же улице.

На моем пути глубокая яма.

Я вижу ее.

Опять упал… это уже превратилось в привычку… но глаза мои открыты.

Я знаю, где нахожусь.

Это моя вина.

Я мигом выбираюсь из нее.

Глава четвертая:

Я иду по той же улице.

На моем пути глубокая яма.

Я ее обхожу.

Глава пятая:

Я стал ходить по другой улице.

Друзья мои, все, что хочется вам пожелать, чтобы вы прислушались к мнению своих коллег, чтобы вы более внимательно относились и чувствовали, что изменения неизбежны и что нужно действительно реализовывать какие-то решения. Поэтому наш призыв – давайте встречаться, давайте общаться, давайте это обсуждать.

Последний слайд – вы, как собственник и/или ключевой управленец, готовы посетить тренинг по управлению в условиях кризиса, где будет реализована возможность до деталей разобрать текущую ситуацию, разобрать/забрать удачные кейсы, какие-то лучшие практики, те самые лайфхаки? И мы видим, что почти 90 % участников согласны сделать это. Поэтому друзья, призываю тех, кто еще не в Телеграм-группе Дискуссионный клуб – вступайте туда, присоединяйтесь к тем мероприятиям, которые мы проводим, максимально делитесь теми решениями, теми возможностями, которые вы сейчас у себя реализуете, потому что каково бы ни было тяжелое это время, кроме угроз и ограничений оно наверняка в себе таит безграничные возможности. Да прибудет с нами сила добра, спасибо вам большое, всего вам доброго, до свидания.

 

 

Как лечить рак области головы и шеи? Диагностика рака на ранних стадиях. Самообследование   Будет ли аудитория, которая имеет некий внутренний запрос, но не обращается ни в клиники, ни в больницы, обращаться в телемедицинские сервисы?   Всегда ли получается найти причину лимфедемы?   Что такое триггеры бронхиальной астмы? Чем они опасны?   Насколько когнитивная система и технологии искусственного интеллекта сейчас распространены в России?   Какие анализы необходимо иметь пациенту для лечения метастазов головного мозга?   Какие сезонные заболевания встречаются чаще всего?   Когда человек может стать заложником безответной любви?   Каким путем передается гепатит В?   В чём заключается механизм мужской андрогенетической алопеции?   Какова клиника варикозного расширения вен?   Чем отличается высокомолекулярная гиалуроновая кислота от низкомолекулярной?   Насколько опасно оперативное лечение хронических синуситов?   Какие обследования нужно выполнить пациентам перед оперативным вмешательством?   Есть ли проблемы при выпуске специалистов факультета биологической и медицинской физики MФТИ, как Вы их решаете, могут ли студенты, магистры работать в медицине?   Каким образом когнитивно-поведенческая терапия при столкновении с иррациональным перфекционизмом, дезадаптивным, неконструктивным перфекционизмом, помогает достаточно интенсивно избавиться от автоматических мыслей и глубинных убеждений?   Могут ли родители на бытовом уровне заразить собственного ребёнка инфекциями?   Куда обращаться в случае, если у беременной выявили патологию плода с расщелинами губы и неба?   Может ли силиконовый имплант лопнуть?   Расскажите про теорию липидного дистресс-синдрома?