Как поступать, когда на тебя пытаются свалить дополнительную работу? Модель DEAR MAN

Психология

Часто у людей, которые не могут сказать «нет», есть какие-то убеждения, которые поддерживают дедовщину. Представление о том, дедовщина –  это нормально в новом коллективе, это то убеждение, которое может заставлять молчать каждый раз, когда делают что-то несправедливое. Нужно оспаривать это убеждение, потому что дедовщина ненормальна. Понятно, что мы все хотим быть где-то посередине. И посередине –  это такое место, которое называется ассертивность. Это когда вы готовы услышать «нет» и при этом готовы защищать свои интересы, если откажут уже вам.

Ассертивность – это где есть место и компромиссам, и самоуважению. Это то, что большинству из нас неведомо, потому что нас не учили этому ни в школе, ни в садиках. Чаще всего дома нас учили подчиняться. Это такое интуитивно понятное для нас поведение – подчиняться авторитету. Конечно, ассертивность сопряжена с определенным риском нажить себе недоброжелателей. Но важно понять, что мы никогда не сможем достичь идеального результата.

Есть модель «DEAR MAN», в буквах зашифровано семь шагов. Эта терапия одна из самых популярных в мире по работе с самоповреждениями и суицидом, она работает даже очень тяжелых случаях. Давайте смоделируем ситуацию:

– Амина, сделайте отчёт.
– Сейчас без пяти шесть. Мой рабочий день заканчивается в 6:00. Я понимаю, что вы хотите, чтобы я сделала отчёт. И за 5 минут я не это успею сделать, поэтому я сделаю его завтра.
Многие из нас работают в ненормированном графике. Мы стараемся доделать всю работу, которая у нас есть на текущий день.
– Я очень уважаю правила компании. Я в течение двух недель оставалась, пока вникала в работу. В понедельник я ушла в девять вечера, во вторник я ушла в полдесятого. Я стараюсь как можно больше, но у меня есть ещё личная жизнь. Сегодня у меня планы, я не могу остаться.
– Амина, если мы это не доделаем сегодня, то ваши коллеги, которые занимаются параллельными проектами, не смогут сделать свою работу.  Мы отстанем от графика, а вы подведете всю команду.
– Знаете, я обратила внимание, что мои коллеги уже собрались и ушли. Я тут одна осталась в конце рабочего дня.
– Может быть, вы просто не так интенсивно работали, что не успели сделать всё?
– Как я вам уже сказала, что в течение двух недель я оставалась на 3 часа больше после окончания рабочего дня. Я делаю всё, чтобы работать более эффективно. Это первое, чем я займусь завтра, когда я приду на работу.
– Амина, приведу вам пример японцев, которые никогда не уходят раньше своего начальства из офиса и сидят каждый день до 10.
– Да, я понимаю. Но, к сожалению, я не могу себе этого позволить. Потому что у меня есть личная жизнь, и я должна идти домой.
– Уговорили.

Это было мягко. Будет большой ошибкой и очень неэффективно сказать: «Да что вы себе позволяете. У нас есть трудовое законодательство. Я вообще тут не должна сидеть. Вы мне не платите», –  и так далее.

Я сейчас продемонстрировала вот эти 7 шагов.

1) Describe. Я описал факты, что происходит. Факты о том, как я оставалась 2 недели.

2) Express. То есть выразить чувства и мысли. Я сказала, что я очень хочу помочь, стараюсь решить проблему.

3) Assert. Ассертивность, то есть когда ты говоришь: «Я хочу. Я не хочу». Ну, я   говорила в моём случае «Я могу. Я не могу. Я должна уйти. К сожалению, я должна уйти».

4) Reinforce. Это подкрепление, то есть мы должны пообещать морковочку или пряник.

5) Mindful. Я была сфокусирована на цели. Моя цель –  уйти с работы вовремя. Если бы моя цель была понравиться начальнику, я осталась бы в этот вечер. Но моя цель была - изменить правила. Поэтому я повторяла одно и тоже. Это идеальные правила для тех случаев, когда вас не слышат.

6) Appear Confident. Кажись уверенным и спокойным. Работает правило «делай, как если бы ты это умел». Тренируйся до тех пор, пока это не станет твоей второй кожей. Потому что мы все так учимся, нам всем сначала страшно, мы делаем ошибки. Но очень важно выглядеть спокойно. Только тогда это будет эффективно.

7) Negotiate. Ведите переговоры, предложите альтернативу.

Как справиться с постоянным напряжением?   Что такое дженерики?   Опасно ли затягивать имплантацию в случае потери зуба?   Есть пациенты, которые утверждают, что гомеопатия помогает. Как можно это интерпретировать с точки зрения науки?   Как Вы относитесь к онкомаркерам?   Вирус папилломы человека. Что это?   Сколько пересадок почек делается в России в год?   Какие причины мышечной гипотонии у ребенка может помочь устранить педиатр? Что такое рахит?   Вопрос от Никиты, 31 год, Москва: «Моя девушка всем всегда недовольна: то у Маши платье лучше, то жена моего друга не так на нее посмотрела, осуждающе, то я слишком улыбался официантке в ресторане. Недавно заявила, что я не покупаю ей красивую дорогую одежду, чтобы на нее другие мужчины не смотрели, что я ее ревную. Не знаю, что и делать. Сказать, что не ревную, не могу, ей будет обидно. Если скажу, что спокойно отношусь – тоже обидится. Ситуация такая, что я в тупике. Что ни скажу – ей все не нравится, устал, хочу спокойных и ровных отношений. Что может помочь?»   В чем причина того, что ребенок слабенький, мышцы слабенькие? Что ребенок отстает от сверстников, не такой активный, не так хорошо держит головку, не так хорошо ползает? Как разобраться маме?   Действительно ли при неправильном кормлении грудного ребенка может развиться отит вследствии заброса молока или срыгивания?   Как Вы оцениваете уровень образования будущих врачей?   Выполняя процедуры при протрузии, мы делаем надрез? Это открытая операция?   Какие жизнеутверждающие выводы, или просто выводы, можно для себя сделать, проработав стрессовую ситуацию?   Часто ли молочница возникает на фоне беременности? Что делать в такой ситуации?   Как проходит прием у стоматолога?   Как физиотерапия применяется при лечении нарушений осанки и сколиоза?   Отмирают ли клетки мозга при снижении кровоснабжения? Могут ли они восстановиться?   Проблема, возникающая при гипертонусе, носит неврологический характер или это физиологическая проблема из-за неправильной постановки зубов?   Типичный телемедицинский клиент, именно не пациент, а клиент, который обращается впервые по вопросам не обязательно медицинского характера, а по вопросам здорового образа жизни и так далее – чем он отличается от типичного американского клиента или, может быть, немецкого?